Будем рады видеть вас на Дне открытых дверей!
Помогите нам лучше подготовиться к встрече, заполнив данные ниже.
С вами в течение дня свяжется наш администратор, отправит программу мероприятия, и напомнит о встрече за 2-3 дня.
По всем вопросам вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 136-95-36
Будем рады провести вам экскурсию по школе, чтобы ближе познакомиться и рассказать о педагогике, которая меняет мир, следуя за потребностями детей.
Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы мы могли связаться с вами и подобрать удобное время для встречи.
По всем вопросам вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 136-95-36
Спасибо! Ваша заявка принята

Четыре стадии взросления


Все родители и учителя хотят, чтобы детям нравилось исследовать мир и учиться!
Желание учиться напрямую зависит от понимания взрослыми природы ребенка и потребностей детей каждого возраста, чтобы предложить образовательную среду для удовлетворения этих потребностей.

Мария Монтессори наблюдала за различными этапами человеческого развития. В ходе наблюдений и исследований она сделала вывод, что процесс взросления занимает 24 года и состоит из четырех стадий по 6 лет каждая.

Какие стадии выделила Монтессори?

1. «Раннее детство» от 0 до 6 лет
2. «Детство» от 6 до 12 лет
3. «Юность» от 12 до 18 лет
4. «Зрелость» от 18 до 24 лет

Все стадии универсальны для разных культур, и все дети проходят через каждую из них, развиваясь физически, психологически и эмоционально. Также существуют переходные периоды между стадиями.

Ребенок, находящийся в каждом периоде развития, обладает целым набором характеристик, и каждая стадия влияет на следующую за ней. Поэтому если что-то важное было упущено, в дальнейшем приобрести это бывает значительно сложнее.

Приведем пример:
после года у детей появляется желание самостоятельно одеваться, но у родителей зачастую нет времени на это, поэтому они одевают их сами. Интерес ребенка постепенно уменьшается и в конце концов угасает. Конечно, дети научатся в определенном возрасте одеваться самостоятельно, но это уже будет не их желание, а обязанность, что вызовет сопротивление.

Мария Монтессори сравнивала первую и третью стадии: это периоды формирования и больших изменений. На первой стадии ребенок физически новорожденный, а на третьей - новорожденный социально. Вторая и четвертая стадия - периоды спокойствия, равномерного роста и физического здоровья.

1. Первый этап - от рождения до 6 лет:

Первые 6 лет жизни мы можем наблюдать огромный физический, психологический рост и развитие. Это период младенчества, бессознательный период развития. Физически тело развивается с головы до ног. Психологически ребенок - мыслитель, впитывающий в себя все, что его окружает. Все, что он впитает в этот период, будь то хорошее или плохое, будет для ребенка нормой. На данном этапе жизни обучения происходит больше, чем на любом другом. Дети начинают осваивать язык, развивают познавательные и двигательные навыки, начинают подражать взрослым.

Ребенок на первом этапе развития имеет много потребностей. Эмоционально он нуждается в любви и принятии, уважении и понимании, тепле и защите. Ребенок также нуждается в безопасности, порядке, максимальной свободе и независимости, с которыми он может справиться, и в социальных отношениях.

Монтессори считала, что должна быть обеспечена подготовленная среда, позволяющая ребенку исследовать и испытывать целенаправленную деятельность. Она считала, что за это время для ребенка должно смениться две-три среды. 
В течение первых двух месяцев ребенок должен находиться со своим основным взрослым, чтобы построить и укрепить связь между взрослым и ребенком. 

В возрасте от 2,5 -3 лет и до, примерно, 6 лет ребенок движется к обретению независимости, где нередко можно услышать желание ребенка «Я сам!».
Именно на этом этапе жизни дети переживают ряд периодов, когда они особо чувствительны к определенным вещам в среде. Такие периоды называются сензитивными, или также «окна возможностей».  Именно в сензитивные периоды ребенку легче всего усвоить определенные понятия.

Монтессори выделила 11 сензитивных периодов до 6 лет:
- Движение - случайные движения становятся скоординированными и контролируемыми: хватание, касание, поворот, балансировка, ползание и ходьба (от рождения до 1 года);
- Язык - дети испытывают потребность в освоении устной речи. Запечатлевают интонации, грамматику, фонетику, пополняют словарный запас. Прогрессируют от лепета к словам - к фразам - к предложениям (от рождения до 6 лет);
- Мелкие предметы - дети начинают особенно сильно интересоваться мелкими предметами и с удовольствием манипулировать ими примерно к 2м годам. Замечают различные мелкие детали, такие как этикетка на одежде, либо мелкие элементы на картине, которые они раньше не замечали (от 1 года до 4 лет)
- Порядок - данный период характеризуются стремлением к последовательности и повторяемости, а также страстной любовью к установленному порядку. Это касается окружающей среды, а также действий взрослых (от 2 до 4 лет)
- Музыка - возникает спонтанный интерес, развитие высоты тона, ритма и мелодии (от 2 до 6 лет)
- Вежливость - имитация вежливого и внимательного поведения, которое в дальнейшем интегрируется в личность ребенка (от 2 до 6 лет)
- Утончение чувств - углубление в сенсорные переживания (вкус, звук, прикосновение, вес, запах), возникающие у ребенка в результате наблюдения все более утонченное сенсорное различение (например, распознавание оттенков цветов) (от 2 до 6 лет)
- Письмо - увлечение попыткой воспроизвести буквы и цифры. Монтессори обнаружила, что письмо предшествует чтению (от 3 до 4 лет)
- Чтение - спонтанный интерес к символическим значениям звуков каждой буквы и формированию слов (от 3 до 5 лет)
- Пространственные понятия - дети формируют представление о пространстве, начинают различать расположение знакомых мест, становятся способны найти свой дом в районе или решать сложные головоломки (от 4 до 6 лет)
- Математика - формируются понимание количества и математических действий, с помощью использования специальных материалов (от 4 до 6 лет).
Сензитивные периоды могут длиться дни, месяцы или даже годы, и прекращаться также внезапно, как начались. Обучение, проведенное в течение указанных периодов, не является полным. Оно будет дополняться информацией в дальнейшем. Тем не менее, основы для последующего обучения закладываются в эти периоды. 

Понимание физических, психологических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей каждого ребенка помогает нам наилучшим образом удовлетворять потребности каждого отдельного ребенка в Монтессори – среде.

2. Второй этап от 6 до 12 лет:

Когда дети приближаются к возрасту 6 лет, они начинают меняться. На физическом уровне, их волосы становятся грубее, у них выпадают первые молочные зубы, уходят округлые детские формы, тело вытягивается.  Они вступают как писала Мария Монтессори на второй этап своего развития.

Наряду с изменениями внешними, происходят очень значительные внутренние изменения. Работы впитывающего разума и сензитивных периодов уже недостаточно, чтобы удовлетворить новые интересы ребенка на этой стадии. На первый план выходят новые силы, ребенок отправляется в путешествие по новым направлениям.

Перед ребенком по-прежнему стоит задача построения себя, но для того, чтобы это стало возможно, нужны новые материалы и новые инструменты. Необходимо понимать характеристики этого возраста.

Остановимся на трех очень ярких и важных характеристиках детей в возрасте от 6 до 12 лет: рассуждающий ум, воображение и абстрактное мышление.

Детей в возрасте от 6 до 12 лет называют исследователями культуры. В этом возрасте их интересуют все аспекты жизни, их окружающей. Ими движет стремление понять причину вещей, впитанные ранее факты и понятия теперь требуют ответа на вопросы «как?» и «почему?» Основной задачей становится установление причинно-следственных связей, взаимосвязи вещей и событий.

Дети сейчас мыслят неординарно и, на самом деле, не ждут готовых ответов от нас. Они хотят исследовать области, которые сейчас будят их разум и воображение.
Дети хотят понять, как устроен огромный мир. Перенестись на ледяные просторы Антарктиды или в африканские пустыни, отправиться в космическое путешествие к далеким галактикам – сенсорного опыта уже недостаточно. Здесь на первый план выходит воображение.

От физической независимости сейчас ребенок переходит к формированию независимости интеллектуальной. Ему важно двигаться к достижению умственного порядка, сейчас перед ним стоит новая задача - классификация знаний о мире. Постепенно через работу с конкретными материалами происходит переход к абстракции. Через развитие абстрактного мышления ребенок становится способным в уме содержать большую часть мира, ориентироваться в пространстве, которое его окружает.

Дети возраста 6-12 меньше времени начинают уделять порядку, становятся менее внимательны к своему внешнему виду. Так что, если вы заметили, что сегодня кофта не так аккуратно сложена, как неделю назад, не спешите возмущаться, ведь сейчас так важно, как можно скорее выяснить, почему на Меркурии год короче, чем на Земле.

Дети в этом возрасте обладают большим запасом жизненных сил, физически они гораздо выносливее. Царапины и ссадины сейчас не повод для слез.

Дети как будто хотят отделиться от семьи, им не нужна уже та опека, как когда они были малышами. Им гораздо легче расставаться, они хотят сами ходить за покупками. Дома и класса уже недостаточно – они хотят вырваться в мир, познать его, устанавливая все новые контакты с природой и обществом.

Детьми в этом возрасте движет групповой инстинкт. Часто дети начинают объединятся в группы по интересам, у них есть общая цель, правила и кодекс, которые нам взрослым порой могут быть не понятны. Таким образом, они получают опыт участия и распределения ролей в сообществе, учатся понимать, как строятся эти отношения, пробуют себя в разных социальных ролях.

Работа в классе большей частью проходит в группах. Ребята объединяются для решения одной общей задачи, работают над одним проектом, и даже если это индивидуальная работа, то они предпочитают расположиться за одним столом рядом с друзьями.
Одна мама сказала, что девизом ребенка становится фраза «Я знаю, как правильно». Действительно, в этом возрасте мы наблюдаем особый интерес к вопросам морали. Что такое честь, ответственность, дружба и справедливость - вопросы, которые их очень интересуют. Что такое «добро» и «зло», что хорошо и что плохо, дети учатся понимать через собственный опыт: учатся ставить себя на место другого человека, понимать состояние и чувства людей окружающих, сопереживать.

3. Третий этап - от 12 до 18 лет
Родители детей возраста 12-18 лет подтвердят, что это уже совершенно иные люди, к ним нужен другой подход, также и Мария Монтессори подразумевала для них совершенно особую среду. Дети в этом возрасте спрашивают «Кто я?», «Как мне найти свое место в мире?».

- Подростки находятся на особом этапе развития — они уже стоят на пороге взрослой жизни. Окружающая среда должна отражать все ее аспекты и предоставлять возможность не просто получать академические знания, но и учавствовать в реальной взрослой практической деятельности в социально — экономической обстановке, максимально приближенной к реальному обществу. В этот период подростки исследуют более широкие культурные проблемы, связанные с жизнью общества.
- Дети в этом возрасте начинают больше внимания уделять своему внешнему виду. Эмоциональный, полный соблазнов логический ум теперь переполнен гормонами и побуждает молодых людей выглядеть привлекательно для противоположного пола.
- Современные подростки не получают героев, которые были раньше. На смену спортсменам и историческим личностям пришли модели и звезды. Мы должны поддерживать детей, быть хорошими родителями, установить твердые правила и быть готовыми помочь.
- Еще одним важным аспектом окружающей среды является то, что детям в этом возрасте рекомендуется находиться в тесном контакте с природой, чтобы привить ее понимание и ответственность за планету, на которой мы живем, и частью которой человечество является. 

4. Четвертый этап - от 18 до 24 лет

Этот период известен как зрелость и время исследователя-специалиста. Молодой человек в возрасте 18-24 лет стремится к знаниям, с помощью которых он может изменить мир. Если в предыдущих этапах все было хорошо, то мы имеем дело со спокойным, уверенным в себе и готовым отдавать человеком. Вопрос, который он себе задает: «Что мне делать с моей жизнью?»

К этому моменту, в более ранние эпохи, молодые люди уже становились кормильцами и главами домашних хозяйств, создавая и заботясь о своих собственных семьях. Они были самодостаточными, продуктивными членами своего сообщества, тем самым удовлетворяя две из самых основных и фундаментальных потребностей любого человека: потребность чувствовать себя полезным и потребность иметь среду, благоприятную для развития профессии, которая наилучшим образом удовлетворяет желания, таланты и способности человека.

В современном мире средой для такого человека являются университет и работа. Молодые люди задумываются о карьере и способны отвечать за свои решения. Человек хочет стать личностью и проявлять свою индивидуальность!

Мария Монтессори говорила, что значение детства в том, чтобы создать самодостаточного взрослого. Поэтому крайне важно, чтобы взрослые предлагали каждому ребенку максимально широкий спектр возможных переживаний и «следовали за ребенком» по пути к его зрелости!