Будем рады видеть вас на Дне открытых дверей!
Помогите нам лучше подготовиться к встрече, заполнив данные ниже.
С вами в течение дня свяжется наш администратор, отправит программу мероприятия, и напомнит о встрече за 2-3 дня.
По всем вопросам вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 136-95-36
Будем рады провести вам экскурсию по школе, чтобы ближе познакомиться и рассказать о педагогике, которая меняет мир, следуя за потребностями детей.
Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы мы могли связаться с вами и подобрать удобное время для встречи.
По всем вопросам вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 136-95-36
Спасибо! Ваша заявка принята

Выбираем игрушки (по-Монтессори)


В наш потребительский век особенно трудно разобраться в том, какие игрушки могут быть полезны для малышей, какие бесполезны, а какие даже вредны.


Мы решили поделиться с вами этими важными знаниями, потому что хорошо представляем себе замешательство взрослого, стоящего перед огромными полками с игрушками в магазине, или перед экраном компьютера с картинками интернет-магазина.


К сожалению, производители детских игрушек мало заботятся о потребностях детей в развитии. Складывается впечатление, что все-таки своими клиентами они считают взрослых родителей, задача которых - на некоторое время отвлечь от себя детей, чтобы заняться своими делами.


Что нам поможет в выборе игрушек по методике Монтессори?


Во-первых, необходимы знания о том, на какой стадии развития находится ребенок и, соответственно, что ему в данный момент должно быть интересно. Грубо говоря, если малыш сидит, то правильно ему предлагать материал для манипуляций руками, когда уверенно ходит, то хорошо выбирать то, что можно толкать или тянуть.

Лучше всего, конечно, послушать специалистов или почитать книги, чтобы знать, например, в каком месяце, какой захват руки развивается. Тогда можно подобрать именно то, чем малыш будет долго и увлеченно играть. Важно также наблюдать за ребенком. Его поведение, интерес и устремления подскажут, что именно выбрать. И даже зная это, все еще легко запутаться.


Поэтому предлагаем вам в выборе игрушек опираться на четкие принципы, сформулированные Марией Монтессори относительно подготовки развивающей среды:

- Разнообразие и природность материалов;
- Изоляция сложности;
- Соответствие стадии развития;
- Предметы удобны и подходят по размеру;
- Игрушки, несущие информацию о реальности;
- Сочетание цветов;
- Не ведущие к перестимуляции;
- Безопасные;
- Дающие опыт успеха;
- От простого к сложному;
- Несколько игрушек на развитие одного навыка.

Ниже мы раскроем каждый из этих принципов Монтессори:


1. Разнообразие и природность материалов. 

Очень актуально особенно в наше время обилия пластика. Выбирайте развивающие игрушки деревянные, тряпичные, железные, резиновые и т.п. Не покупайте пластиковые. Мы уверены, пластиковые игрушки вам обязательно кто-нибудь подарит. Будет здорово, если вы сможете предложить деткам разнообразные природные материалы: бамбуковые палочки, высушенные маленькие тыковки или другие овощи-фрукты. В туристических поездках можно найти разнообразные национальные предметы (музыкальные инструменты, коробочки, шкатулочки, свистульки и т.д) - все, что безопасно и красиво. Малыши будут с удовольствием это сосать и грызть, а старшие открывать/закрывать, изучать применение.


2. Изоляция сложности. 

Очень важный принцип особенно для малышей. Игрушка должна быть направлена на освоение только одного навыка. Это учит детей концентрироваться, использовать игрушку по назначению и достигать результат. То есть если учим малыша опускать шарик в отверстие, то это только шарик и коробочка с отверстием, если учим сортировать, то это поднос с несколькими делениями и материал для сортировки. Если игрушка одновременно играет музыку, светит огоньками и предлагает ребенку найти отверстия для разных форм, то малышу будет сложнее обрести этот навык, поскольку много отвлекающих факторов.


3. Соответствие стадии развития. Здесь, как мы уже написали выше, помогут наблюдения и дополнительные знания.


4. Предметы удобны и подходят по размеру


Размер и вес крайне важны для детей, так как они только тренируют и отрабатывают разного положения захваты. Поэтому, если мы хотим, чтобы малыш научился есть самостоятельно, то и ложка, и вилка должны маленькие удобные. Если хотим, чтобы ребенок спокойно сидел, то его стул должен быть достаточно низкий, чтобы стопы стояли на полу.


5.  Игрушки, несущие информацию о реальности.

Почему-то взрослые решили, что для маленьких детей необходимо создать какой-то сказочный мир, который будет их раэвлекать. При том, что одна из самых важных задач раннего детства - это адаптироваться к миру, в котором ребенок родился.


Облегчите для своего малыша выполнение этой важной задачи - внесите в его жизнь больше реальности. Пусть его окружают больше игрушек и картинок, похожих на реальных животных, растения, машины, дома и пр. Так детям будет проще узнавать, сравнивать и классифицировать.


6.  Сочетание цветов.


Это общий принцип, который также помогает детям выбирать интересные развивающие игрушки в средн и концентрироваться. Игрушки должны быть ярких, заметных цветов, привлекающих внимание. А окружение в комнате: стены, пол, ковры, мебель - должны быть спокойных пастельных тонов, не отвлекающих внимание ребенка.


7. Не ведущие к перестимуляции.

Перестимуляцией страдают большинство игрушек современных производителей, опять же, полагая, что основная задача игрушки - развлечь ребенка, а не научить его. Поэтому игрушки детям быстро надоедают и становятся неинтересными, а некоторые даже ведут к фрустрации и вызывают агрессию. Это реакция детей на перестимуляцию. Если игрушка одновременно является и музыкальным инструментом, и изображает какое-то животное, и еще ее можно разобрать и собрать и т.д. - то в этом даже взрослый может запутаться и разочароваться, не то, что маленький ребенок.


Прежде чем купить какую-то игрушку, просто задумайтесь, чему эта игрушка может научить вашего малыша и каким образом. Может быть, лучше дать деревянное кольцо и серебряную погремушку?


8. Безопасные.


Очень важный момент, о котором следует помнить. Поскольку мы рекомендуем брать деревянные игрушки, то проверяйте обязательно качество обработки, чтобы все поверхности были гладкие, хорошо отшлифованные. Следите также за отверстиями, чтобы они были достаточно широкие, и детские пальчики там не застревали. И, конечно же, следите за мелкими предметами, которые дети могут проглотить.


9. Дающие опыт успеха. Этот принцип связан с принципом «соответствие стадии развития». То есть игрушка должна радовать ребенка его успехом. Для этого нужно, чтобы игрушка соответствовала потребности малыша в развитии и была хорошего качества. Например, если игрушка с молоточком, то сил ребенка должно хватать, чтобы забить деревянный гвоздик, и также это не должно быть слишком легко.


10. От простого к сложному. Это общий принцип для обучения детей всех возрастов. Но о детях надо знать чуть подробнее. Например, что легче всего сначала попасть в отверстие шариком, потом кубиком, потом призмой, а не наоборот. Легче собрать сначала пазл из двух-трех деталей, прежде чем переходить к более сложным пазлам.


11. Несколько игрушек на развитие одного навыка. Малыши до 3 лет быстро теряют интерес к игрушкам, если уже достигли определенного успеха в использовании. Поэтому хорошо, если у вас есть разнообразные варианты одной игрушки. Тогда можно поддержать интерес ребенка, а также малыш сможет хорошо отработать навык.


12. Не ограничивающие движение. (Очень важно для детей на стадии переворачивания, ползания, начала хождения). Особенно в этот период мозг ребенка развивается, получая сенсорную информацию от рук, рта и других частей тела. Поэтому ни в коем случае нельзя ограничивать детей, сажая их в манежи, на ходунки, прыгунки и т.п. Ограничивая движение малышей, вы ограничиваете их интеллектуальное развитие.


Большинство игрушек можно сделать своими руками. Это приятная новость, особенно для мам, которые любят шить, вязать игрушки, украшать подносики для игрушек, коробочки для открывания и закрывания, собирать наборы для вышивания, аппликаций, резки ножницами. Для более старших детей можно придумывать, как их вовлечь в домашние дела, организовывть наборы для мытья стола, мытья пола, аранжировки цветов, чистки обуви и тд.